Электронная библиотека

Рад, что Эрьзя4 вам так нравится, рад и за Вас, и за него, а то он, бедняга, чувствовал бы себя совсем одиноко в своей беломраморной дыре. Искренно рад за Лиду и Зину по поводу устройства последнего при "Энергии" 5.

Читали ли вы в киевских газетах о театральных успехах М[арии] Ф[едоровны]? Сам я этих статей не читал, но слышал от всех, видевших ее в "Одиноких" Гауптмана, самые восторженные отзывы об ее игре. Говорят о ней, как об очень умной актрисе, создавшей свою роль совсем по-своему и очень удачно. Сценическую ее наружность тоже очень хвалят. По-видимому, она поступила-таки в труппу Художественного театра, по крайней мере, она была в Киеве с отделением этой труппы". Жаль, что меня не было тогда там.

1 Виза на выезд в Россию была получена Горьким в Неаполе 5 июля 1913 г.

2 Об отъезде Лопатина в Россию см. в сообщении Л. С. Пустильник "К биографии Лопатина" и вступ. ст. Н. И. Дикушиной.

3 В. Л. Бурцев.

4 Степан Дмитриевич Эрьзя (наст. фамилия -- Нефедов, 1876-1959) -- скульптор. С 1906 по 1914 г. жил в Италии и Франции. Во время своего пребывания в Италии Эрьзя сблизился с Амфитеатровым, который оказывал ему в то время поддержку "Когда Эрьзя работал в Карраре, в Феццано жил Амфитеатров. Его дом был широко открыт для всех русских, и многие видные русские эмигранты посещали писателя. Г. А. Лопатин познакомил Эрьзю с А. В. Амфитеатровым. Последний много слышал о нем от Ф. И. Шаляпина. Он оценил его талант, весьма радушно принял русского скульптора, оставил у себя гостить и скоро с ним сдружился <...> Когда Амфитеатров из Феццано переехал в Левант, он пригласил к себе погостить Эрьзю и устроил там для него мастерскую. Эрьзя с охотой переселился к нему и перевез в новую мастерскую весь свой мрамор и инструменты из Каррары. Здесь Эрьзя сделал одну из самых сильных своих вещей -- "Агриппину". Далее он сработал изящный портрет "мальчика с собакой" -- сына А. Амфитеатрова, большую фигуру "Иоанна Крестителя" для феццанской церкви и портрет Б[урцева?]. Все эти вещи, кроме "Иоанна Крестителя", который был помещен в феццанской церкви, остались у А. В. Амфитеатрова и нигде не были выставлены <...> У А. В. Амфитеатрова Эрьзя прожил около четырех месяцев" (Сутеев Г. Скульптор Эрьзя: Биограф, заметки и воспоминания / Сост. Г. С. Горина. Саранск, 1968. С. 42--43). См. очерк Амфитеатрова "Ерьзя" в его кн. "Заметы сердца" (СПб., 1909).

5 З. А. Пешков некоторое время был секретарем сборников "Энергия". См.: А--Г, п. от 2 октября 1913 г.

6 М. Ф. Андреева приехала в Россию с Капри в конце 1912 г. нелегально и шесть месяцев жила под чужим именем. Возобновление ее артистической деятельности стало возможным после того, как группа артистов МХТ (от их имени выступал Н. А. Румянцев) обратилась в Министерство внутренних дел с ходатайством о разрешении Андреевой участвовать в гастрольных поездках театра в Киеве. См.: М. Ф. Андреева. С. 191--192.

Гастрольные спектакли Андреевой с артистами МХТ состоялись в Киеве 2, 3 и 4 июня 1913 г. в театре "Соловцов". Шла пьеса Г. Гауптмана "Одинокие" с участием

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки