Электронная библиотека

бойца, он не боялся острой полемики; был готов идти до конца, не страшась последствий), и отрицательные (тяга к эффектному жесту и слишком демонстративное поведение иногда отталкивали читателей).

Увлечение крайностями, радикальными решениями имело своим истоком внутреннюю неуверенность и неустойчивость Амфитеатрова, отсутствие у него определенных идеалов.

В детстве немалое влияние оказал на него отец-"шестидесятник", приобщив к "демократической", нигилистской прессе, подрывающей традиционные представления и ценности. Амфитеатров впоследствии неоднократно вспоминал по разным поводам, как с увлечением читал в детстве "Искру" (позднее он отдал ей дань, составив двухтомную антологию сатирических поэтов 60-х годов "Поморная муза" (М., 1914--1917)). Но опыт 1870--1880-х продемонстрировал утопичность, неприменимость в русских условиях многих из насаждавшихся в 1860-е годы представлений.

Сам Амфитеатров справедливо относил себя к числу людей 80-х годов, отмечая свойственные людям этого поколения скептицизм, разочарованность, отсутствие веры и т.д.: "Все мы входили в жизнь с глубоким отвращением к школе, нас изломавшей, с враждебным недоверием к правительству, этой школе нас обрекшему, с насмешливым отношением к обществу, бессильно проигравшему свои либеральные достижения "эпохи реформ", и, отсюда, с острым разочарованием в либеральных принципах, которыми руководились и гордились наши отцы. Жили, не уважая прошлого, равнодушно приемля настоящее, лениво отступая перед загадками будущего" [19]; жили "зыбко, неустойчиво, мутно, в роковых колебаниях <...> между эгоистическими падениями и инстинктивным стремлением исцелиться и воскреснуть" [20].

Все это было причиной неустойчивости Амфитеатрова, его метания из крайности в крайность, тяготения не столько к последовательно проводимой линии, отстаиванию четко выраженных идеалов и целей, сколько к эффектному, вызывающему поступку, шумному скандалу.

Эта двойственность отчетливо выразилась в его прозе и драматургии.

В его многочисленных романах, повестях, рассказах, пьесах можно выделить несколько сквозных тем и мотивов. Одна -- судьба русской женщины, особенно в межсословных браках. Этой теме посвящены романы "В стране любви" (1895), "Княжна" (1910), сборник рассказов "Бабы и дамы" (1908), романы о великосветской проституции "Марья Лусьева" (1904) и "Марья Лусьева за границей" (1911).

Другая -- описание динамики общественных настроений, изменений в атмосфере эпохи -- запечатлена в многотомной "хронике 1880--1910 годов" "Концы и начала": "Восьмидесятники" (1907), "Девятидесятники" (1910--1911), "Закат старого века" (1910), "Дрогнувшая ночь" (1914). Стремясь дать панораму эпохи, Амфитеатров сочетал мемуарно-публицистическое описание исторических событий и настроений с сюжетными эпизодами, чисто литературных персонажей с реальными лицами. При всей "хроникальности" и бытовой ориентированности "его романы полны отступлений, примечаний, аналогий,

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
(C) 2009 Электронные библиотеки